Сахарный диабет у животных

Что это такое сахарный диабет?

Сахарный диабет — одно из наиболее частых эндокринных нарушений у собак и кошек. При этом заболевании в организме животного вырабатывается недостаточно инсулина и/или ткани недостаточно реагируют на инсулин.

В норме гормон инсулин вырабатывается специальными β-клетками поджелудочной железы. Он отвечает за проникновение глюкозы и некоторых других веществ в каждую клетку организма для обеспечения их нормального питания и поддержания нормального уровня глюкозы в крови.

Если β-клетки вырабатывают недостаточно инсулина или ткани организма плохо на него реагируют, то уровень глюкозы в крови животного повышается, хотя сами клетки «голодают».
У собак и кошек сахарный диабет имеет немного разные причины. У собак он обычно связан с недостаточной выработкой инсулина (диабет 1-го типа). У кошек первопричиной чаще всего является недостаточная чувствительность самих тканей организма к инсулину (диабет 2-го типа). Из-за этого β-клеткам поджелудочной железы приходится вырабатывать его всё больше и больше и через какое-то время они «устают» и образование инсулина значительно снижается.

Какие животные предрасположены к сахарному диабету?

Статистика для кошек и собак различна. У собак наиболее предрасположены к заболеванию не стерилизованные суки в возрасте 7–9 лет. Чаще болеют собаки следующих пород: самоед, цвергшнауцер, миниатюрный и той пудель, мопс. У немецких овчарок, золотистых ретриверов и американских питбуль терьеров риск сахарного диабета снижен.

У кошек диабет чаще всего выявляется у кастрированных котов в возрасте старше 10 лет. Для кошек факторами риска также являются ожирение и корм, богатый углеводами. Несмотря на сказанное выше, заболеть сахарным диабетом может любое животное.

Как проявляется заболевание?

При заболевании обычно появляется повышенная жажда и обильное мочеиспускание. Небольшая кошка, больная сахарным диабетом, может выпивать до 0,5 литра воды в день. Часто животные начинают очень много есть, так как при сахарном диабете, несмотря на высокий уровень глюкозы в крови, сами клетки организма питания не получают, подавая сигналы о своем «голоде». Зачастую при таком хорошем аппетите животное начинает худеть.

Если заболевание не распознано на ранних стадиях, то состояние животного начинает ухудшаться: может появится вялость, отказ от еды, рвота и обезвоживание. У кошек при длительном течении заболевания из-за нарушения функции нервных волокон может появляться диабетическая нейропатия. При этом кошка плохо опирается на задние лапы и ходит «на пятках».

У собак при сахарном диабете может развиваться помутнение хрусталиков глаз (диабетическая катаракта) и бактериальная инфекция мочевого пузыря (цистит). У животных, больных сахарным диабетом, часто плохо заживают раны.

Как диагностируется сахарный диабет?

Основным лабораторным признаком сахарного диабета является повышенный уровень глюкозы в моче и крови. Мы рекомендуем сдавать комплексные анализы мочи и крови, чтобы вовремя распознать сопутствующие поражения внутренних органов.

Как лечится сахарный диабет?

Целью лечения является снижение уровня глюкозы в крови, нормализация веса животного и предотвращение развития осложнений. Для лечения сахарного диабета у собак и кошек используются инъекции инсулина. При поздней диагностике заболевания и тяжелом состоянии животного могут потребоваться капельницы для уменьшения интоксикации и коррекции обезвоживания. Если сахарный диабет диагностирован у собаки через короткое время после течки, то стерилизация может помочь значительно снизить требуемую дозу инсулина.

Обычно для того, чтобы подобрать подходящую дозу, инсулина требуется в течение дня несколько раз измерять уровень глюкозы в крови. После этого по результатам измерений создается график — «кривая глюкозы». В нашей клинике для проведения такой диагностики животное помещают в дневной стационар. После правильного подбора дозы инсулина и улучшения состояния животного нужны будут периодические визиты в ветеринарную клинику и контроль уровня глюкозы в крови и моче в домашних условиях.

Как кормить животное, больное сахарным диабетом?

Для правильного лечения очень важно давать Вашему питомцу подходящий корм. Питание собак и кошек, больных сахарным диабетом, несколько отличается. Для собак необходима диета с умеренным содержанием сложных углеводов и клетчатки и низким уровнем жира. Собак необходимо кормить 2 раза в день, непосредственно перед введением инсулина.

Корм для кошек должен содержать большое количество белка и малое количество углеводов. Обычно кошки едят небольшими порциями несколько раз в день, однако очень важно, чтобы кошка не переедала. В настоящее время доступны сухие и консервированные сбалансированные корма для животных, страдающих сахарным диабетом.

Какой прогноз для животного с сахарным диабетом?

При должном лечении собаки и кошки с сахарным диабетом ведут вполне полноценную жизнь. При своевременном назначении инсулина у 80% кошек наступает ремиссия, то есть их поджелудочная железа восстанавливает способность к выработке достаточного количества инсулина.

У собак, к сожалению, ремиссия обычно не наступает. Также у собак на фоне заболевания может развиваться двустороннее помутнение хрусталика глаза (диабетическая катаракта), приводящее к ухудшению зрения. К счастью, при необходимости помутневший хрусталик можно удалить.

Автор статьи ветеринарный врач Григорьева Е.Ю.
При использовании материалов статьи ссылка на сайт обязательна.