Собака домашняя. Особенности нервной деятельности.Современные методы обучения.

Систематическое положение собаки домашней

Вид Canis familiaris относится к семейству псовых. Отряд- хищные. Класс- млекопитающие, Тип- хордовые, Раздел — Билатеральные, Царство- Животные. В России обитает 4 семейства хищных: псовые, куньи, медвежьи и кошачьи. В настоящее время семейство псовых оказалось представлено в фауне России 5 родами — енотовидных собак, песцов, лисиц, красных волков и волков. Уже около 50 млн. лет назад существовали предки семейства Canidae с пятипалыми конечностями бегательного типа, с умеренно длинной лицевой частью черепа.

Строение собаки

Внешнее строение собаки типично для всех млекопитающих. Организм животного делят на отделы: голова, шея, плечевой пояс, передняя конечность, туловище (грудной и брюшной разделы), таз, тазовая конечность и хвост. Во внутреннем строении собак, как и всех млекопитающих выделяют следующие системы органов:

  • В основе тела лежит скелет, к которому крепится мышечная система
  • Череп и позвоночник служат вместилищем органов центральной нервной системы (головного и спинного мозга)

  • Кровоснабжение организма осуществляет кровеносная система (четырехкамерное сердце, сосуды, кровь)

  • Дыхательная система (нос, трахея, бронхи и легкие) обеспечивает поступление в организм кислорода

  • Легкие и сердце располагаются внутри грудной полости, отделенной от брюшной полости диафрагмой

  • Пищеварительная система расположена в основном в брюшной полости, там же находятся мочевыделительная и половая системы.

Происхождение собаки. История одомашнивания

В настоящее время нет единой теории о происхождении домашних собак. Одни исследователи считают предком собак волков, другие- вымершего общего предка. Современные волки, собаки и койоты имеют одинаковое количество хромосом- 78, свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Поэтому предком собаки мог стать волк, шакал или койот, могло участвовать несколько видов. Одомашнивание собак началось по разным источникам от 10 до 20 тыс лет назад. На Земле было несколько центров одомашнивания.

Не вызывает сомнения тот факт, что собаки как вид сформировались рядом с человеком и при его непосредственном участии. Наиболее вероятно, что собаки сначала стали жить рядом с людьми, подбирая отходы их жизнедеятельности. Люди получали выгоду от такого соседства, т к собаки охраняли территорию своего обитания, а заодно и людей. Со временем люди стали использовать собак как помощников на охоте. А с развитием скотоводства — в качестве пастухов.

В настоящее время собак можно без преувеличения назвать одним из самых преуспевающих видов животных. Собаки крайне разнообразны, но все они по-прежнему живут рядом с человеком. Многие из них стали незаменимы в различных видах человеческой деятельности от спорта до работы в полиции.

В современной западной цивилизации собаки- просто друзья для многих обитателей городов. Они не выполняют никакой полезной работы, однако люди очень дорожат отношениями со своими питомцами.

Какие же качества позволили собаке занять эту нишу, создать с человеком прочные симбиотические отношения и процветать на протяжении многих тысячелетий?

Особенности нервной системы и поведения собак

Собака обладает сравнительно крупным головным мозгом с развитой корой, поэтому имеет сложное поведение. Здесь нам понадобится ввести понятие инстинкт- это врожденные программы поведения, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей животного.

Именно социальный инстинкт-потребность к общению с представителями своей группы и наличие «языка» поз и мимики для такого общения у собак и делает возможным общение собаки и человека. С животными, у которых социальный инстинкт менее выражен, например медведи, общаться гораздо сложнее.
Пищевой инстинкт — активное стремление добывать и потреблять пищу, делает возможным быстрое обучение собак различным навыкам с подкреплением лакомством.

Охотничий инстинкт — поведение, направленное на выслеживание и поимку добычи. Очень сложное поведение, состоящие их нескольких разных поведенческих актов. Активно используется у охотничьих собак- выслеживание дичи по следу, стойка у легавых пород. А так же у собак-пастухов. У бордер колли есть свойство замирать, наблюдая за овцами и обегать стадо по кругу. Причем интересно, что если овцы не встретились в жизни бордер колли, она будет так же вести себя с семьей, в которой живет. Потребность преследовать мелкие движущиеся предметы используется в дрессировке собак как подкрепление за правильно выполненное упражнение. Так как собаки получают от ловли мячика огромное удовольствие!

Территориальный инстинкт — известно, что собаки склонны занимать определенную территорию, обозначать ее лаем и активно защищать от чужаков. Это свойство используют люди, заводя собак для охраны территории и разных объектов.
Защитный инстинкт — каждое животное стремиться избежать травм и неприятных встреч. У многих собак защитный инстинкт выражается активно, т е в критической ситуации они не убегают, а нападают. Путем обучения собака может научиться доминировать над человеком и это активно используется в подготовке полицейских, спортивных собак и собак-телохранителей.

Существует много узко специальных пород собак, у которых одни инстинкты усилены, а другие могут вообще отсутствовать.

Мироощущение собак

Собаки, так же как и все животные воспринимают мир при помощи органов чувств. Строение многих анализаторов, например запахового или слухового и собак позволяет получать о окружающем мире гораздо более точную и полную информацию, чем людям.

Например, обоняние — ведущее чувство собаки. Приведу несколько фактов о обонянии собак:

  • Площадь обонятельной выстилки носа у немецкой овчарки составляет 196 кв.см, у волка 151 кв.см, а у человека 5 кв.см. Каждая обонятельная клетка заканчивается ресничками, выступающими над поверхностью эпителия. Обонятельные клетки собраны в ячейки, одна такая ячейка у собаки содержит 100–150 ресничек, у человека 6–8. Всего у собаки от 250 млн. ресничек до 2 млрд., а у человека от 2 до 5 млн. Люди даже представить не могут как воспринимает мир собака, и не имеют прибора для определения запахов точнее, чем собачий нос.
  • Уникальные обонятельные способности собаки используются очень широко. Начиная от поиска людей и предметов и заканчивая определением малейших изменений в запахе человека при приближении эпилептического припадка.
  • Так же отличается от человеческого зрение и слух собак. Известно, что собаки слышат высокочастотные звуки, которые мы не слышим, доказано, что собаки воспринимают разницу в 1/8 тона. Зрение у собак панорамное, небольшие движущиеся предметы они видят на расстоянии до 900 метров, что важно для хищников. Вопреки расхожему мнению, собаки различают цвета.

А вот в чём коренное отличие собаки, как и всех высших млекопитающих от человека, в том, что у них нет языка, речи для общения. Они не могут передавать информацию словами и не в состоянии связать слово с каким-то предметом или явлением.

Кроме того собаки не способны прогнозировать отдалённые последствия своих поступков. Любое поощрение или наказание должно следовать за поступком собаки немедленно, через 3–5 секунд она уже не способна связать его со своими действиями. Это важно понимать для успешного общения с собаками и другими животными.

Собаки и человек

Итак, мы знаем, что собака как вид сформировалась и широко распространилась по миру благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с человеком. С древних времен люди обучали собак и использовали в самых разных областях своей деятельности.
Если в начале совместной истории собаки просто жили вокруг стоянок людей, сейчас собака- равноправный партнер человека.

Благодаря наблюдением за собаками люди сделали множество открытий в области изучения работы мозга. И основали новую науку- этологию. Многие годы люди обучали собак мало задумываясь над теоретическими основами того, что они делают. Навыки дрессировки передавались как ремесло и зачастую не были очень эффективны, а порой просто жестоки. Сейчас для обучения собак используются последние достижения психологии и нейрофизиологии. И благодаря этому удалось достичь немыслимых раньше результатов.

Проследим основные вехи этой истории:

Иван Петрович Павлов (1849—1936 гг.— русский ученый, признанный во всем мире как основоположник науки о поведении, ввёл термин высшей нервной деятельности. И. П. Павлов доказал рефлекторную природу деятельности коры головного мозга и открыл высший тип рефлексов-условные рефлексы. Это те «кирпичики» из которых складывается поведение животных и человека. По способам формирования рефлексы бывают врождёнными или видовыми и индивидуальными или приобретёнными в результате обучения.

Кондрат Лоренц (1903—1989 гг.) — немецкий ученый- основоположник науки о поведении животных этологии. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине. Изучал поведение собак, серых гусей и галок- социальные виды животных и птиц. Описал основные инстинкты собак, их «язык»- позы и мимику, которые собаки используют для общения. Изучал истоки привязанности собаки к человеку.

Леонид Викторович Крушинский (1911—1984 гг.) — выдающийся советский ученый доказал, что собакам свойственны элементарная рассудочная деятельность- способность животных, сразу, без обучения принимать решения и действовать адекватно во внезапно возникших обстоятельствах. И интеллект. Intellectus-ум, рассудок. Способность решать наиболее сложные задачи в возникшей ситуации. Работы по изучению животных идут до сих пор.

Беррес Фредерик Скиннер (1904—1990 гг.) — американский психолог, изучал поведение животных в естественных условиях и обратил внимание на то, что в природе животное учится самостоятельно, добиваясь результата путем проб и ошибок. Действительно, ведь в природе никто не стоит над волчонком или лисенком с кнутом и пряником. Никто не заставляет его совершать какие-то действия. У животного есть мотивация- внутренняя потребность к действиям, оно их совершает либо получает желаемое, либо нет. На основе своих наблюдений за животными и детьми Скиннер ввел понятие оперантного научения.

Последователь Скиннера- Карен Прайор — совершила революцию в деле обучения животных, придумав кликер.

Кликер — это маленькое устройство, которое может издавать щелчки. Сам по себе щелчок безразличен для животного. Но если давать его перед каким-то приятным для животного событием, то очень быстро сигнал становится маркером: ты сделал хорошо, сейчас будет награда! Благодаря работам Скиннера и его последователей, в практику дрессировки животных введена методика.

Обучение с положительным подкреплением — это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде.

Подкрепление — будь то «положительное» (лакомство или ласка), или «отрицательное» (рывок поводка) происходит именно во время поведения, на которое надо воздействовать.
Дрессировщик не вынуждает животное совершать какие-либо действия, а наблюдает за поведением собаки и подкрепляет желаемое. Возникает необходимость быстро и понятно для собаки указать когда она сделала правильное движение. Кликер в этом незаменим.

Экспериментальная часть

В экспериментальной части работы мы показали как можно научить собаку связывать безразличный для нее щелчок кликера с лакомством. А так же обучили двух собак отбегать от дрессировщика и ложиться в открытый ящик- «коробочку». Этот навык полезен, если надо отправить собаку на место, посадить в машину или бокс для перевозки. Обучение происходило по методу оперантного научения- собаке предлагалась «коробочка» и мы наблюдали, что собака будет с ней делать. Нужное нам поведение подкрепляли сигналом кликера и лакомством.

Мы взяли трех разных собак: большого пуделя, не знакомого с сигналом кликера. Корги, которая знает кликер и многому с его помощью обучилась. У корги сильный пищевой и социальный инстинкт- она быстро освоила навык за лакомство. У немецкой овчарки преобладает охотничий инстинкт- она думает только о игре с мячиком, поэтому некоторое время она вообще не замечала «коробочку». Однако, как только она поняла, что действия с коробочкой будут поощряться, очень быстро придумала, как получить от дрессировщика желаемый мяч.

Это очень простые упражнения. Их выполнение заняло около 5-ти минут с каждой из собак. Однако, пользуясь этим методом, можно сформировать очень сложное поведение и собаки будут работать радостно, «с душой». Многие виды современной дрессировки до открытия метода оперантного научения были не возможны. Например, танцы с собаками, аджилити, ИПО и другие.

Выводы

Собаки как вид сформировались благодаря совместной жизни с человеком. Независимо от человеческой цивилизации собаки существовать не могут.

Собаки имеют сложный мозг- материальную основу для обучения и элементарной рассудочной деятельности. Собаки легко взаимодействуют с представителями другого вида- людьми и прекрасно обучаются.

Люди используют уникальные свойства собак для многих видов деятельности, где собак не могут заменить даже сложные приборы.

Наука о поведении животных и людей развивалась на основе наблюдения за собаками. Собаки стали уникальным объектом для ученых и медиков. Благодаря им сделано множество открытий.

Люди тысячелетиями использовали собак, но только в последние сто лет занялись изучением их поведения.

Научный подход к обучению делает этот процесс увлекательным для обеих сторон и чрезвычайно эффективным!

Благодаря интересу к окружающему миру люди делают множество открытий и начинают лучше понимать как соседей по планете, так и самих себя.

Список использованной литературы:

  1. Джек С. Бойд «Топографическая анатомия собаки и кошки». Москва. Скорпион 1998 г.
  2. Гельберт М.Д. «Физиологические основы поведения и дрессировки собак». Москва, КолосС 2007 г.
  3. Блохин Г.И., Гладких М.Ю Иванов А.А. и др. «Кинология» Учебное пособие для ВУЗов. Москва, ООО Издательство Скрипторий 2001 г.
  4. Лорна Коппингер, Раймонд Коппингер. «Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак». Москва. Софион 2005 г.
  5. Кондрат Лоренц, «Человек находит друга», Москва, изд-во Захаров, 2001 г.
  6. Иван Балабанов, Карен Дуайт «Продвинутый шутцхунд», Москва, Софион 2009 г.
Задать вопрос