Как владельцу собаки или кошки понять, что у его питомца проблемы с зубами?

У животных так же болят зубы, но животные не жалуются на боль и она может остаться незамеченной для владельца. Поэтому профилактические осмотры ротовой полости очень важны, особенно если речь идет о животном из «группы риска»- это, прежде всего, собаки мелких и карликовых пород — йоркширские терьеры, чихуахуа, той терьеры, мексиканские голые и китайские хохлатые собаки. Будет полезным профилактический осмотр ротовой полости, например, во время вакцинации.

Ветеринарный врач может увидеть проблему с зубами и деснами и направить животное на прием врача-стоматолога. Часто хозяин собаки или кошки обращает внимание на неприятный запах изо рта животного. И, как правило, это связано с заболеваниями зубов и десен. В таком случае профессиональная санация ротовой полости улучшит качество жизни животного, избавит его от неприятных ощущений, продлит срок службы зубов.

Все стоматологические процедуры у животных проводятся под общей анестезией. Дополнительно врачи нашей клиники применяют местные блоки. Это позволяет проводить лечение зубов без боли и дискомфорта для животного. Общая анестезия необходима для качественного проведения стоматологических процедур. Перед проведением общей анестезии можно пройти диспансеризацию (обследования) для минимизации рисков наркоза. Владелец животного должен понимать что даже «простейшие» и рутинные стоматологические процедуры невозможно качественно провести без наркоза!

Зубной камень

Наиболее часто проводимая процедура у собак и кошек — это снятие зубных отложений (зубного камня). Зубной налет, образующийся на зубах, минерализуется и становится зубным камнем, который уже невозможно снять зубной щеткой. Зубной камень может быть наддесневым и поддесневым, он образуется со всех сторон зуба, влечет за собой проблемы с деснами (гингивит), расшатывание зубов и, в конечном итоге, их потерю. Запах изо рта тоже связан с зубным камнем, гингивитом и пародонтитом.

В нашей клинике проводится снятие зубных отложений ультразвуковым скайлером, при этом не повреждается зубная эмаль, проводится дополнительный кюретаж периодонтальных карманов, то есть зуб полностью избавляется от зубного камня (видимой и невидимой его части). После такой профессиональной чистки зубов обязательно проводится полировка с использованием специальных полировочных паст, для того, чтобы эмаль после снятия зубного камня оставалось гладкой и налет не аккумулировался на ней снова. Конечно после таких процедур проводится беседа с владельцем животного о необходимой профилактике пародонтита в домашних условиях. Это чистка зубов щеткой и пастой! Да, это абсолютно необходимо для поддержания зубов здоровыми, для того чтобы отсрочить новую процедуру профессиональной санации под общей анестезией.

Иногда после снятия зубных отложений доктор может увидеть более серьезные проблемы с зубами, повышенную их мобильность (подвижность), обнажение фуркации (когда корни зуба «выходят» из десны и становятся видимыми), резорбцию (разрушение) зубов, пульпит (воспаление пульпы) и даже кариес, который является довольно редким заболеванием зубов собак и кошек. В некоторых случаях речь пойдет об удалении зубов или об их эндодонтическом лечении и протезировании.

Частое явление у собак карликовых пород — невыпадение молочных зубов при их смене. Чаще всего это резцы и клыки. Эта патология имеет несколько причин. В первую очередь это причины генетического характера, поэтому чаще всего с этим сталкиваются владельцы йоркширских терьеров, чихуахуа, той терьеров. Корень молочного зуба в такой ситуации не резорбируется (не рассасывается) а остается полноценным, длина корня молочного клыка, например, часто превышает длину коронки! Конечно такой зуб не может выпасть сам! Оставшиеся после смены зубов молочные зубы необходимо удалять, потому что они будут мешать правильному развитию зубов постоянных, нормальному прикусу, на контакте таких зубов из -за их скученности будет образовываться излишний зубной налет, а в последствии и зубной камень.

Таким образом, если оставить молочные зубы в аркаде, с возрастом собака может потерять зубы постоянные. Нашим докторам приходится видеть последствия непрофессионального удаления молочных зубов у собак (чаще клыков), когда коронка была «сколота», а корень зуба остался в челюсти. Этот корень никогда не рассосется! А воспаление, гранулемы и, как следствие, зубную боль с возрастом такая собака чаще всего получает. При осмотре десна в этом месте воспаленная, припухшая, а при дентальном рентгене мы видим неудаленный корень молочного зуба. Это еще один довод для владельца собаки в пользу общей анестезии при удалении молочных зубов! Без наркоза провести эту процедуру качественно невозможно!

Иногда требуется удаление постоянных зубов, зубов не обладающих повышенной мобильностью. В таком случае применяется хирургическое удаление, это серьезная длительная процедура. Многокорневые зубы необходимо распиливать, чтобы удалить все корни, при удалении клыка проводится резекция десны с последующим ушиванием. Удаление постоянных зубов часто связано с воспалительными заболеваниями пульпы, периоститом (флюсом), при этих заболеваниях собака не может принимать пищу и страдает от зубной боли.

Дентальный рентген широко используется врачами нашего ветеринарного центра. Часто без рентгена невозможно оценить тяжесть патологии, наличие воспаления, причин того или иного заболевания пародонта. Стоматологические процедуры без дентального рентгена часто неполноценны!

Лечение пародонтита у собак и кошек — еще одно направление ветеринарной стоматологии, с которым часто сталкиваются врачи нашей клиники. Профилактика пародонтита — обязательный момент ухода за карликовой собачкой, мы объясняем владельцам необходимость чистки зубов пастой и щеткой в домашних условиях. В условиях клиники проводится хирургическое лечение парадонтита.

На прием врача-стоматолога и проведение всех стоматологических процедур в нашем ветеринарном центре ведется предварительная запись.

Уважаемые владельцы животных!
Будьте внимательны к своим питомцам! Вы ответственны за их жизнь и здоровье. Стоматологические осмотры мелких и карликовых собачек и профилактический уход за их зубами в домашних условиях абсолютно необходимы!

Автор статьи ветеринарный врач Корнилова Н.В.
При использовании материалов статьи сссылка на сайт обязательна.